Разработчик: ОКБ Сухого Страна: Россия Первый полет: 1991 Тип: Многоцелевой истребитель Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО) в настоящее время выпускает экспортный вариант Су-27СК, который уже зарекомендовал себя в качестве эффективной системы вооружения, отвечающей требованиям потенциальных заказчиков. Он создан на базе разработанного в ОКБ ╚Сухой╩ истребителя Су-27, одного из лучших в своем классе, лидера по экспортным поставкам среди российских боевых самолетов. Су-27СК представляет собой истребитель завоевания превосходства в воздухе и предназначен для борьбы как с существующими так и перспективными образцами техники противника. Он решает задачи патрулирования и воздушной обороны охраняемой территории, сопровождения ударных самолетов в рейдах большой дальности, уничтожения наземных целей неуправляемым ракетно-бомбовым оружием класса ╚воздух-земля╩. Самолет скомпонован по интегральной схеме, позволяющей достигать высоких значении аэродинамического качества и коэффициента подъемной силы, увеличить внутренние запасы топлива без применения подвесных топливных баков. При разработке планера истребителя основное внимание уделялось высокой прочности при малом весе, большому ресурсу, ремонтопригодности и обеспечению технологичности . В конструкции самолета широко используются как традиционные алюминиевые сплавы, так и высокопрочные стали и титан. Силовая установка Су-27СК включает два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31Ф с форсажными камерами (максимальная тяга по 12500 кгс), разработанных АО ╚А. Люлька-Сатурн╩. Они имеют высокие характеристики и надежно работают во всем диапазоне высот, скоростей и углов атаки. Истребитель оснащен аналоговой электродистанционной системой управления с четырехкратным резервированием. Она обеспечивает управление статически неустойчивым самолетом в продольном канале, позволяет достичь высоких характеристик устойчивости и управляемости в продольном, поперечном и путевом каналах. Её применение дало возможность повысить аэродинамические характеристики на маневре. Автоматическое управление самолетом осуществляется системой автономного управления, связанной с системой навигации, управления вооружением и оборудованием командного наведения с помощью дистанционной системы управления. Системой обеспечивается стабилизация углового положения самолета и высоты полета, возвращение самолета в прямолинейное горизонтальное положение с любой высоты, программированный набор высоты и снижение, управление по командам наземных и воздушных станции наведения, полет по маршруту, возвращение на аэродром вылета и заход на посадку по сигналам радиомаяков. Истребитель оснащен современным комплексом связи, способным обеспечить телефонную радиосвязь с землей и между самолетами на расстоянии до 1500 км, обмен информацией во время боя между самолетами по системам кодированного обмена данными и командное наведение с наземного пункта управления при выполнении автоматического перехвата. Су-27СК, как отмечалось выше, способен уничтожать воздушные цели как над своей территорией так и при действиях авиации за линией фронта Истребитель может выполнять боевые задачи при применении противником средств радиоэлектронной борьбы и в условиях противодействия ПВО в любых метеорологических условиях, днем и ночью. Высокая боевая эффективность достигается благодаря современной системе управления вооружением: Су-27СК имеет мощную помехоустойчивую доплеровскую РЛС с импульсным режимом работы, используемую для поиска и сопровождения целей. Также имеется оптико-электронная систему наведения. Обе системы работают совместно, с взаимным обменом данными, что позволяет значительно повысить надежность обнаружения, сопровождения и атаки в условиях активного электронного противодействия. Система управления вооружением позволяет обнаружить противника на удалении 120 км, сопровождать одновременно 10 целей и идентифицировав наиболее опасную, выбрать соответствующий тип оружия для поражения. Оптико-электронная система наведения в сочетании с лазерным дальномером обеспечивает усиление помехоустойчивости системы управления оружием, обнаружение противника в режиме радиомолчании и увеличение в 1,5 раза точности атаки в условиях маневренного боя на малых дистанциях. Истребитель оснащен системой электронного противодействия, размещенной в контейнерах на законцовках крыла, обеспечивающей эффективную индивидуальную и групповую защиту в передней и задней полусферах, имеет систему предупреждения о радиолокационном облучении и установкой рассеивания дипольных отражателей и отстрела тепловых ловушек. Су-27СК может нести на 10 внешних точках подвески боевую нагрузку максимальной массой до 8000 кг, в ее состав включены неуправляемые средства поражения наземных целей: 16 бомб ФАБ-500М54, 10 бомб ФАБ-500М62 или зажигательных баков ЗБ-500, 16 бомбФАБ-250М54, 38 бомб ОФАБ-100-120, 5 контейнеров КМГУ, 120 неуправляемых ракет С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракет С-13 (в 6 блоках УБ-13), 6 ракет С-25. Управляемое ракетное вооружение состоит из 6 ракет средней дальности Р-27Р1, Р-27Т1, Р-27ЭР1 или Р-27ЭТ1 и 4 ракет ближнего воздушного боя Р-73Э (или Р-60МК), являющихся экспортными вариантами ракет Р-27 и Р-73. Кроме вышеперечисленного, истребитель имеет встроенную 30-мм пушку со скорострельностью 1800 снарядов в минуту. Бортовое оборудование, летно-технические характеристики и вооружение делают Су-27СК чрезвычайно гибкой и эффективной боевой системой. Взаимодействуя с наземными и воздушными пунктами управления истребитель может использоваться как элемент комплекса воздушной обороны территории или объекта. При работе в составе группы Су-27СК может полностью использовать преимущества полуавтоматического управления группой, группового электронного противодействия и согласованного распределения целей и целеуказания. Истребитель обладает высокой выживаемостью в условиях современного боя. Это достигается благодаря таким конструктивным особенностям, как двухдвигательная силовая установка с независимыми магистралями подачи топлива к двигателям, трехлонжеронное крыло, а также конструкция фюзеляжа, выдерживающая попадание пуль и осколков. Применено многократное резервирование каналов управления, две независимых гидросистемы, резервирование электропитания. Компоновочная схема обеспечивает защиту кабины летчика бортовым оборудованием и конструкцией фюзеляжа, в топливных баках размещен специальный заполнитель, обеспечивающий их взрывобезопасность. Су-27СК проектировался с учетом обеспечения высокой надежности незначительных затрат времени на ремонт и минимального регламентного обслуживания. Потенциал конструкции Су-27СК позволяет проводить по желанию заказчика как частичную, так и глубокую модернизацию, после чего истребитель сможет эффективно вести боевые действия и в начале следующего тысячелетия. В настоящее время Китаю продана лицензия на производство 200 самолетов Су-27СК. Планируется, что заводу в Шеньяне потребуется два года для выхода на серийные темпы сборки истребителей Су-27СК. В настоящее время китайская компания Shenyang Aircraft Industries Group, осваивающая производство истребителей Су-27СК по российской лицензии, не имеет завершенных производственных мощностей для сборки этих самолетов. Первые два самолета, выпущенные в Шеньяне, пришлось разбирать и заново собирать сразу же после проведения демонстрационных полетов по причине недостаточного качества сборочных работ. В ближайшие два года шеньянский авиазавод надеется внедрить передовые технологии и усовершенствованные методы управления производством, необходимые для выпуска современных боевых самолетов. Через три года завод планирует выйти на темпы производства в шесть-семь Су-27 в год, а начиная с 2002 года довести их ежегодный выпуск до 15 единиц. За качеством сборки истребителей Су-27СК на заводе в Шеньяне наблюдают более 100 российских специалистов. Согласно лицензионному соглашению, Китай может произвести 200 самолетов Су-27, которые поступят на вооружение военно-воздушных сил страны. Китай также планирует закупить у России оборудование для ремонта двигателей АЛ-31Ф, который устанавливаются не только на самолетах Су-27, но и на истребителях F-10 китайского производства. Пока Китай вынужден отправлять двигатели АЛ-31Ф для ремонта в Россию. Технические характеристики: Модификация Су-27СК Размах крыла, м 14,70 Длина самолета, м 21,94 Высота самолета, м 5,932 Площадь крыла, м2 62.00 Масса, кг пустого самолета 16000 нормальная взлетная 22500 максимальная взлетная 33000 Масса топлива, кг 9400 Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-31Ф Максимальная тяга, кгс: бесфорсажная 2 х 7600 форсажная 2 х 12500. Максимальная скорость, км/ч: у земли 1400 на большой высоте 2430 Практический потолок, м 18000 Практическая дальность, км 3680 Макс. эксплуатационная перегрузка 9. Экипаж, чел 1 Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов). Максимальная боевая нагрузка - 8000 кг на 10 узлах подвески: Может устанавливаться до шести УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27Р и Т, до четырех УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН. НУР С-8, С-13, С-25, бомбы ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-100.
|